В марте 2025 года продажи новых автомобилей в России сократились на 44,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, достигнув 79,8 тысяч единиц. Это худший показатель с 2022 года. По итогам первого квартала спад составил 27%, а годовой прогноз предрекает сокращение рынка до 1–1,2 миллионов автомобилей против 1,6 миллионов в 2024 году. В докризисные годы объемы продаж достигали 3 миллионов единиц, а рыночная инфраструктура рассчитана на 2 миллиона ежегодно.
Санкции существенно изменили рынок. Китайские бренды заняли ведущие позиции, российские удерживают около трети рынка, остальное обеспечивает параллельный импорт. Наиболее популярными остаются такие модели, как Lada Granta, Haval Jolion, Chery Tiggo 7 Pro Max.
Дилеры вынуждены предлагать крупные скидки, чтобы стимулировать продажи, что приводит к убыткам. Около трети автосалонов могут обанкротиться, под угрозой оказывается до 150 тысяч рабочих мест. Средняя рентабельность дилеров снизилась до 3–5%, монобрендовые салоны работают в минус. В марте убытки дилеров Chery и Geely достигали 15% на каждой продаже из-за необходимости срочно распродавать складские остатки.
В первом квартале 2025 года граждане приобрели 1,27 миллиона подержанных авто — в 5 раз больше, чем новых. Рынок б/у машин вырос на 3%, а первичный упал на 25%.
Власти пытаются смягчить кризис с помощью льготного автокредитования и субсидий для электромобилей, однако эти меры охватывают лишь небольшую долю потребителей. К примеру, льготным автокредитованием могут воспользоваться только 15% покупателей из-за строгих требований к заемщикам. Доля электромобилей среди новых продаж остается менее 1%.
По прогнозам в 2025 году рынок сократится до 1–1,2 миллионов машин, а возврат к прежним объемам ожидается не ранее 2027 года. К факторам роста относят локализацию производства китайских марок, ожидаемое снижение ключевой ставки и возможное возвращение западных компаний. Среди угроз — дальнейший рост цен, инфляция, повышение утилизационного сбора.
Эксперты дают противоречивые рекомендации. С одной стороны, сейчас есть рекордные скидки и выгодные программы трейд-ин; с другой — высокие кредитные ставки и угроза дальнейшего снижения цен при распродаже складов. При отсутствии острой необходимости приобретать автомобиль разумнее отложить покупку до 2026 года, когда ставки могут стать заметно ниже. Для тех, кто рассчитывает на покупку за наличные, текущие предложения одни из самых выгодных за последние годы.